Обшаровка1
Символика ОУ
Поиск
Категории раздела
Тесты [23]
Презентации [11]
Уроки [7]
Разработки уроков
Классные часы [1]
Мероприятия [1]
Рабочие программмы [8]
Форма входа
Меню сайта
Праздники
Праздники России
Полезные ссылки
Погода (20 км. от
Яндекс.Погода
онлайн переводчик
Перевести эту страницу
Translate.Ru PROMT©
Приветствую Вас, Гость · RSS 17-11-23, 19:43

Главная » Файлы » Работы учителей » Уроки

Открытый урок по теме: "Экосистемы"
[ Скачать с сервера (1004.2Kb) ] 11-03-16, 18:03
Открытый урок по теме: "Экосистемы" 16.03.2011
Максимова Татьяна Александровна
________________________________________Цели урока:
Образовательные: формирование понятия “экосистема”, раскрытие экологических основ формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе.
Развивающие: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к объектам природы, совершенствование информационно-коммуникативных способностей.
Задачи:
- показать экосистемную организацию жизни на Земле;
- помочь ученику открыть порядок природы, взаимосвязи между организмами разных видов в экосистеме;
- убедить в том, разнообразие и целостность экосистем - условие существования человека.
Планируемые результаты: называть типы экосистем; приводить примеры организмов, выполняющих в экосистеме разные функции; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь компонентов экосистемы, составлять пищевые связи.
Основные термины и понятия: круговорот веществ, цепь питания.
Оборудование: компьютерный класс, презентация, электронное приложение к учебнику мультимедийный проектор, экран, УМК для 7 класса по биологии «Разнообразие живых организмов», запись музыки симфонического оркестра, модель земного шара (глобус).
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Время проведения: 40 минут.
Структура урока
1. Организационный этап;
2. Актуализация знаний;
3. Формулировка темы;
4. Постановка проблемы;
5. Этап усвоения новых знаний;
6. Этап проверки понимания изученного;
7. Контроль результатов запоминания;
8. Подведение итогов урока;
9. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Ход урока
1 этап – организационный.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по иному посмотрят на окружающий вас мир.
2 этап – актуализация знаний.
Учитель: Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях. (Включается музыка симфонического оркестра).
А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара
Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь.
Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.
Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.
3 этап – формулировка темы, эпиграф.
Учитель: Тема сегодняшнего урока - “ Экологические системы”. Экосистема – по сути это то, что мы обычно называем природой.
В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю такие слова:
« Мы живем на нашей планете среди вопросительных знаков, которые щедро и повсюду поставила перед нами природа» Бернар Эвельманс
4 этап – постановка проблемы.
Учитель: И сегодня на уроке нам предстоит решить проблему, благодаря чему поддерживается жизнь на нашей планете под названием – Земля. А понимание этой проблемы позволит нам жить в гармонии с природой.
5 этап – изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете:
-что связывает компоненты экосистемы вместе?
-почему пищевые цепи состоят из небольшого числа звеньев?
-почему экосистемы устойчивы?
Вспомните:
Что называется природным сообществом?
(Совместно обитающие на одном участке популяции разных видов животных, растений, грибов и бактерий).
Живое органическое вещество можно встретить повсюду: и в глубинах океанов, и на вершинах самых высоких гор, и в вечных снегах Приполярья, и в горячих водных источниках вулканических районов. Природное сообщество образуют живые организмы, но в сообществе живые организмы связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Тесная связь между живыми и неживыми компонентами природы определяет экосистему.
(Заглянем в биологический блокнот стр.14)
Чем отличается природное сообщество от экологической системы или биоценоз от биогеоценоза?

Круговорот веществ.
Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Чрезвычайно высокая интенсивность потоков вещества из неорганической природы в живые тела давно привела бы к полному исчерпанию всех необходимых для жизни соединений. Но этого не происходит, и жизнь не прекращается уже более 3,5 млр. лет, т.к. необходимые соединения обратно возвращаются в окружающую среду, благодаря круговороту веществ.
Круговорот веществ - относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе.
Как же возникает круговорот веществ?
(Схема круговорота веществ из электронного приложения).
Учитель:
Ребята, назовите главное условие существования биологического круговорота.
Ответы учеников: Энергия солнца.
Учитель: Природной единицей биологического круговорота является экосистема.
Ребята, я предлагаю Вам воспользоваться опорной таблицей, чтобы ответить на вопросы:
Какую роль выполняют растения в природе?
Ответы учеников: Растения потребляют минеральные соединения и, используя энергию солнца, синтезируют органические вещества, которые затем потребляют живые организмы. Таким образом, растения не только питаются сами, но и кормят других.
Учитель: Какую роль выполняют животные в природе?
Ответы учеников: Животные питаются живым органическим веществом растительного и животного происхождения.
Учитель: Какую роль выполняют бактерии и грибы в природе?
Ответы учеников: Бактерии и грибы потребляют органическое вещество (омертвевшие ткани растений и запасы растительной пищи, животные останки) и полностью разлагают его до минеральных соединений – жизненно необходимых биогенных веществ (например, азота, калия, кальция, меди, цинка и т.д.), которые затем потребляют зеленые растения
А сейчас посмотрим клип о биологическом круговороте веществ.
Какие же круговороты веществ существуют в природе? (электронное приложение)
Предлагаю заполнить схему круговорота веществ в т-т на стр. 10.
Учитель: Внимательно посмотрите на схему и сформулируйте определение понятия экосистемы.
Ответы учеников: Экосистемой называют природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ
Учитель: Термин экосистема впервые предложил английский ботаник Тенсли в 1938 году.
Познакомимся с биографией этого ученого.
Основоположником науки об экосистемах является русский ботаник В. Н. Сукачев.
Несколько слов об этом ученом.
Структура экосистемы.
Открыть рис. 1.13 в учебнике и на экране.
Учитель: Данная схема тоже показывает, что все организмы связаны между собой и с неживой природой. Круговорот веществ в экосистеме может происходить, если есть запасы необходимых для жизни биогенных веществ и три группы организмов, образующих природное сообщество,- производители, потребители, разрушители органических веществ.
Прокомментируйте, как происходит круговорот веществ, используя эту схему.
Ответы учеников: Растения (производители) создают органические вещества из минеральных веществ, воды, углекислого газа, используя энергию солнца. Животные (потребители) используют в процессе питания готовые органические вещества, а грибы, бактерии (разрушители) разрушают их до биогенных веществ.
Учитель: Вспомните:
Какое название еще имеют производители, потребители, разрушители?
(Продуценты, консументы, редуценты)
Посмотрим, что говорится о них в словаре.
Просмотрим анимации: пример компонентов водной экосистемы, пример компонентов наземной экосистемы.
А, сейчас выполним задание в т-т на с.7 №2.
Пищевые связи организмов.
Учитель:
В любом сообществе между видами существуют пищевые взаимоотношения: организмы одного вида служат пищей другим видам. Пищевые взаимоотношения в биоценозах обеспечивают организмы энергией. Ряд живых организмов, в экосистеме, по которому происходит передача энергии, заключенной в органических веществах, называется цепью питания.
(Передача вещества и энергии в экосистеме, пример пищевой цепи, пример пищевой пирамиды из электронного приложения) с комментариями.
1-й комментарий: в цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлеченной из нее энергии. Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма.
2-й комментарий: равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом, называется пищевой пирамидой.
Откроем рис. 1.14 на с.15.
Выполните задание:
Составьте возможные цепи питания, используя этот рисунок.

Ответы учеников:
А) пшеница→мышь → змея→хищная птица.
Б) растения →кузнечик→лягушка → хищная птица
В) растения→заяц → хищная птица.
Учитель:
Что является начальным звеном в цепи питания?
( растения, в них больше энергии).
Найдите ошибку в пищевой цепи:

А) плотва → цапля → окунь → водоросли
(водоросли → плотва → окунь →цапля)
Б) дождевые черви → растительный опад → кроты → лисицы
(раст. Опад → дождевые черви→кроты → лисицы)
Следующий этап нашего урока (самостоятельная работа с текстом на с.15 по заданиям: прочитать текст и объяснить,1) почему пищевые цепи короткие; 2)как сказывается исчезновение особей какого-либо вида на экосистеме.)
Ответы учащихся:
1)На каждой ступени теряется до 90% энергии.
2) Она продолжает устойчиво существовать в течение длительного времени. Почти всегда организмы разных видов питаются разными объектами. В результате образуется сложная пищевая сеть. (Показать пищевую сеть из электронного приложения).
Вывод: Чем больше число видов в экосистеме, тем она устойчивее.
Разнообразие экосистем в биосфере.
Экосистемы

Естественные Искусственные
Учитель:
Приведите примеры естественных и искусственных экосистем.
Выполните задания в т- т на с. 6 №4, на с.8 №5.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Учитель: Ответьте на вопрос.
Могут ли быть искусственные экосистемы устойчивыми? ( Нет. Они создаются человеком и не могут развиваться без его помощи. Состоят из небольшого числа видов.)
Откроем электронное приложение.
Выделяют наземные экосистемы и водные. Приведите примеры.
Экосистемы могут быть очень крупными, средних размеров и совсем маленькими.
Смотрим электронное приложение.
А сейчас, тестирование! Сначала, тренажер. Выполняем вместе.
Теперь – контроль!
6 человек работают у компьютеров, остальные выполняют задания в т – т на с.4№5, 8, 9,10, на с.10 №1.
Молодцы! Выставляются оценки.
Чтобы освежить в вашей памяти красоту края, где многие из вас родились и выросли, приглашаю пройтись по нашей экологической тропе.
Посмотрите на эти фотографии.
1) Это – наш парк.
2) Это – водоем.
3) Родник.
4) Лес.
Как же красив наш лес!
Манящие дали здорового леса
Всегда украшали этапы прогресса,
Всегда вызывали волну интереса,
Всегда избавляли от грусти и стресса.

Нас лес изумляет, нас лес исцеляет,
Нас лес окрыляет, пьянит и ласкает.
Бывает он мрачным, и влажным, и снежным,
Бывает изящным, и светлым, и нежным;

Пышнеет, кустится, растёт и взрослеет,
Но… может случится, что лес заболеет…
Промышленный мусор поселится в нём,
И станет наш лес не похож уж на дом.

Чтоб стал он как, прежде, здоровым, весёлым,
Гостеприимным, приветливым, ласковым домом,
Давайте, ребята, мы лесу поможем,
Лишь вместе, друзья, это сделать мы сможем.

Гнилушки и раны почистим с тобою,
Весь мусор в пакетах возьмём мы с собою.
И лес вдруг проснётся, и лес оживёт,
Нам ёлка приветливо лапой махнёт.

Раскинется лес надо мной, над тобой,
Где пышною шапкой, где зелёной стеной.
Красивые склоны, ручьи и тропинки,
С земляникой полянки, с грибами корзинки.

Мы в сердце, друзья, сохраним по крупинке
Лесные красоты, небес паутинки.
И всем пожелаем на гребне прогресса –
Здорового леса!

Что вас огорчило на снимках? ( На некоторых снимках много мусора)
Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремится внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной деятельности человека, приводящие к разрушению природной среды. Например, кострище в лесу не зарастает 5-7 лет (вот чем опасны пожары), до полного исчезновения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет
Учитель: Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.
Ребята, а какой вы хотите видеть нашу Землю? Продолжите фразу: “Я хочу видеть землю…” . ( музыка )
Ученики передают по кругу модель земного шара и продолжают данную фразу.
Учитель: Мы хотим жить на здоровой, вечно жизнеспособной планете, а неразумная деятельность человека, его потребительское отношение к природе приводят к разрушению природной среды. В результате живые, вечно цветущие уголки нашей необъятной планеты превращаются в безжизненную пустыню. Поэтому сегодня мы посвятили урок изучению экосистемы, т.е. окружающей нас природы. Без активного участия на уроке, без четких ответов, без грамотной формулировки законов и выводов, мы сегодня не познали бы законы функционирования природы, не осознали бы свою непосредственную помощь в сохранении ее богатств. Помните, что только от вас – маленьких частичек всего большого человечества зависит будущее нашей планеты.
В заключении хочу сказать такие слова:
“Природа, милая тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и Землю.
И их помощником я буду век за веком,
Лишь оттого, что я родился человеком!”
Домашнее задание: с.14-15;электронное приложение: «Экосистема» (4); собрать материал к проекту «Экологические проблемы моего села».
Категория: Уроки | Добавил: МаксимоваТА
Просмотров: 12006 | Загрузок: 1850 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 2
2  
перечитал весь блог, довольно неплохо

1  
Отличная идея! Мне понравилось последовательность построения урока! Благодарю!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обшаровка1© 2017