head Бесплатный хостинг uCoz Обшаровка1 - Родителям

 Обшаровка1
Символика ОУ
Поиск
Форма входа
Меню сайта
Праздники
Праздники России
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Полезные ссылки
Погода (20 км. от
Яндекс.Погода
онлайн переводчик
Перевести эту страницу
Translate.Ru PROMT©
Приветствую Вас, Гость · RSS 17-11-23, 19:43

Прокуратура Самарской области: Информация в помощь родителям "Как можно бороться с поборами в школах" 

Электронные услуги в сфере образования

АСУ РСО (электронный дневник)

Консультации для родителей

Работаем над техникой чтения

Создание собственной библиотеки

Ребенок в медиаространстве

(памятка для детей, родителей и специалистов)

Семья, дом, ребенок, компьютер...

Скачать программу кибермама  с официального сайта

Четыре способа отучить детей от нецензурной брани

 

    Тема разговора, вероятно, будет интересна всем, кто так или иначе занят обучением и воспитанием подрастающего поколения. Речь пойдет о таком вездесущем и злободневном явлении нашей жизни, как русский мат. Особенно, если этот навязчивый пласт русской речи звучит в стенах учебного заведения и из уст детей и подростков.

 

    В рамках предлагаемой темы попытаться ответить на ряд вопросов. Например, такого плана: почему дети (различного школьного возраста) ругаются матом? Как правильно реагировать на это нам, взрослым? Каким образом связаны «нехорошие выражения» с особенностями школьников различных возрастных групп и надо ли вообще бороться с этими словесными «сорняками» или оставить проблему без внимания, пустив на самотек развитие речевой ситуации?

    Не спешите с выводами и скороспелыми решениями

    С младых ногтей человеку внушаются понятия «что такое "хорошо” и что такое "плохо”» (вспомните стихи В. Маяковского). В раннем детстве устанавливаются границы «можно» и «нельзя», формируется система разрешений и запретов. Чаще всего в речи родителей и воспитателей (да-да, это про нас с вами, дорогие коллеги!) можно услышать слова с частицей «не»: «не ходи туда», «не делай так», «не надо», «нельзя» и т.д. Их гораздо больше побудительных речевых конструкций. Наряду с этими запретами - вето на определенную речевую стратегию: «не ругайся матом», «не выражайся», «не хами». Реакция на резкое подавление и запрет предсказуема: напротив, выражаются и ругаются. Или рассказывают матерные анекдоты. Или упражняются в писательстве на парте. Впрочем, возможна масса иных вариантов использования всенародно любимого языкового пласта русской речи.

    По классике возрастной педагогической психологии существуют две большие мотивационные группы, движущие психическое развитие ребенка: биологические и социальные. Поскольку речевое поведение во всех своих проявлениях, безусловно, относится к группе условий социальных, то ответы на наши вопросы вполне логично искать именно в этой сфере.

    Младшие школьники, как правило, используют матерный арго в малых речевых жанрах (обзывательства, дразнилки, считалочки, поговорки). Истоки сего словесного запаса, естественно, следует искать в окружении детей, то есть в семье и компании сверстников. В младшем школьном возрасте еще сильны мотивы подражания взрослым. И если в семье низкая речевая (и поведенческая) культура, то жаргонизмы не заставят себя долго ждать.

    Как отмечал американский психолог Эриксон, в каждом возрасте происходит появление новообразований личности. Например, для школьников 6-11лет в наборе положительных качеств важнейшим является умелость и успешность в любой сфере деятельности, в том числе и речевой. К отрицательным качествам отнесено формирование чувства неполноценности. Как известно, и то и другое имеет общий источник - семью. Важное место в этом же возрасте занимают сюжетно-ролевые игры. К сожалению, если инициация идет в отрицательном ключе (ребенка не любят дома, сверстники тоже не уделяют достаточного внимания), сценарий игр будет отнюдь не прогрессивный и развивающий, а, как правило, деградирующий и регрессивный (например, игра «кто последний, тот дурак»). Естественно, все это сказывается и на отношении к учебе: «дома меня не любят, в играх я не лидер, на уроках я ничего не понимаю. Да пошли вы все… известно куда», - такова логика рассуждений маленького матерщинника Пети Иванова. «Зато я лучше всех ругаюсь запрещенными словами и рассказываю матерные стихи», - подытоживает он. Вот вам и Вовочка из популярных анекдотов…

    Но успешные дети тоже ругаются. Потому что все дети хотят быть замеченными и оцененными по достоинству, и те, кто более осторожен, будут «посылать в пень» троечника Иванова, а потом с видом безобидной овечки стучать на Вовочку антивандальной Марье Иване. Ведь эти милые «цветы жизни» просто знают где, что, как и кому говорить. Вот вам и хорошие детки.

    Отсюда первое правило: разобраться в ситуации поможет не жаргонное выражение как таковое, а мотивы его употребления. Не спешите с выводами и принятием скороспелого решения. На наш взгляд, стоит уделить ребенку больше внимания и предоставить ему условия для творческой реализации.

    Не будьте ханжами

    Ученики среднего школьного возраста переживают кризис подросткового возраста, приходящийся на период 12-13 лет и связанный с половым созреванием. Этот период в жизни школьника характеризуется стремлением к психосоциальной идентификации и поиском своего места в мире. Обратите внимание: если на предыдущем этапе (младшая школа) жаргон является актом самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением), то в средней школе предметом обсуждения и гипертрофированного внимания становятся половая система человека, функция деторождения и генитальная тематика. То есть то, что в ранние исторические времена было скрыто от человека завесой тайны и считалось «сакральным» (процесс оплодотворения и фаллический культ). Неосознанная попытка упростить эти понятия, чтобы они стали «своими», делается детьми на уровне вульгаризмов, а это уже область психолингвистики.

    К 12-14 годам учащиеся используют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах. Но мат как довольно ограниченный пласт языка не удовлетворяет всех коммуникативных потребностей человеческого общения и освоения социокультурного пространства. Поэтому, постепенно расширяя кругозор и пополняя эрудицию, ученики средних классов перестают нуждаться в «словесном мусоре» жаргонизмов. А в расширении кругозора уж мы-то с вами можем помочь ребятам, не правда ли? Ну, конечно, если о своем культурном росте забывать не будем.

    Отсюда правило второе: в доверительной беседе выясните, что означают «нехорошие слова» в представлении ребенка (пусть даже нарисует и объяснит их значение). Не будьте ханжами во время беседы с подопечным. Кстати, зачастую ребята сами не знают эквивалента высказанных непристойных слов и их действительной сути. Продемонстрируйте вашу досаду только в отношении ограниченности знаний школьника и укажите на стилистическую ущербность арго. Дайте понять, что вы намного больше осведомлены в данной области, но в силу определенных этических причин не употребляете жаргонизмы (неинтересны, ущербны, утомительны в плане постоянного употребления, слова с «отрицательной энергетикой» и т.д.)

 

    Идем от «противного»

    Что касается матерщины в старших классах, жаргонизмы остаются в речи учащихся и проявляются либо на пике эмоциональных всплесков (как правило, можно слышать только производные: «блин», «хрен», «задолбал»), либо в тех же речевых жанрах (анекдот, частушки). В чем загадка «прилипчивости» арго? Все дело в том, что это довольно емкий (хотя и ограниченный), по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: два-три слова - и всем все ясно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется. Востребованными остаются лишь семь-десять существительных, несколько наречий и пять-семь глаголов с таким же количеством отглагольных форм. Вот, в общем-то, и все. Редко можно встретить большую вариативность и художественную изобретательность в измышлении новых словоформ, тем более в речи школьников.

    Правило третье: в отношении старшеклассников можно пойти «от противного»: например, направить ребенка к словарю ненормативной лексики или дать почитать сочинения Баркова. Общеизвестно: когда чего-то слишком много и оно не преследуется, то быстро приедается. Такова уж человеческая природа, тем более что в этой ситуации будет создан как раз дефицит культуры (тот же Барков утомит на третьей странице), и человек вполне осознанно потянется к хорошему.

    В порядке креативного эксперимента некоторым наиболее отъявленным матерщинникам можно дать творческие задания разного рода. Например, сочинение-миниатюру на тему: «Что было бы, если бы все вокруг разговаривали только матом?» или «Хочу ли я, чтоб мои дети общались со мной на арго?»

    Лингвистическая справка. Жаргон, или матерное арго, давно и прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном субстрате. Вульгаризм «вашу мать» дал название всему пласту языка, определив его как мат. Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых общались кочевые племена Евразии. Особенности исторического развития России - набеги кочевых племен, татаро-монгольское иго, царские ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем - вот та почва, на которой произрастало арго. Видимо, потому силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.

    И четвертое правило: если учащийся не понимает никаких объяснений, регулярно ругается и делает это непроизвольно и без всякого смущения даже в присутствии посторонних, то, вероятней всего, потребуется вмешательство специалистов-нейропсихологов. Такую помощь по части диагностики, тестирования и профилактики вам могут оказать в Центре детской нейропсихологии (адрес в Интернете: www.children-psy.ru)

 

Кузнецов Дмитрий Борисович, руководитель отдела лингвистики Центра детской нейропсихологии, доцент кафедры психологии Московского института экономики, политики и права

Обшаровка1© 2017